Что условно можно считать аномальной зоной? Это ограниченный участок пространства, где существует повышенная вероятность регистрации аномальных явлений (в том числе НЛО), характеризуемый отклонениями от обычного состояния энергетических, структурных и других характеристик данного пространства на любых его планах и уровнях организации материи.

Исходя из этого рабочего определения, исследовательской группой проводилось предварительное обследование района озера Светлояр как предполагаемого места расположения легендарного.

Исследования проводились в два этапа. 1-й этап — работа с литературными, и фольклорными источниками, первичное энергетическое дотирование по карте и составление энергетической схемы предполагаемого места, разработка теоретической части (рабочая гипотеза); 2-й этап — работа по всем направлениям предыдущего этапа с выездом на место и практической проверкой рабочей гипотезы, сбор фактических данных и проверка результатов историко-литературного исследования.

Светлояр — известное озеро в Нижегородской области, на берегу которого, согласно легенде, был построен в XII-XIII вв. город Великий Китеж, загадочным образом исчезнувший с лица земли при попытке захвата недругами во время нашествия войск хана Батыя. По легенде, город погрузился в воды озера Светлояр и частично покрылся землей.

О происхождении озера имеются три легенда. Первая относится к дохристианскому времени и объясняет его происхождение от деяний языческой богини славян девки Турки. Вторая повествует о великом ярославском князе Георгии Всеволодовиче, построившем в XII-XIII вв. город Великий Китеж, который и исчез во время нашествия войск Батыя. Третья рассказывает о Нижегородском князе Ю.В. Кирдяпе, который при защите суверенных прав княжества поджигает город, и в момент пожара происходит исчезновение.

Название Светлояр, по некоторым оценкам, имеет языческое происхождение и насчитывает около 2,5 тыс. лет.

Есть четыре гипотезы о происхождении озера: ледниковая, провальная, метеоритная и смешанная, но ни одна из них не дает полного объяснения всем свойствам озера и местности.

По Мельникову-Печерскому («В лесах»), который занимался изучением этого края, ранее на берегах озера проходили языческие праздники, затем староверческие сходы, в настоящее время совершаются обряды верующими современной православной церкви, что свидетельствует об исторически сложившемся внимании к этому месту.

    Выводы сделанные на основании исследования  района озера Светлояр и исчезнувшего  Китеж Града

При подготовке экспедиции было сделано предположение, что местность вокруг озера Светлояр является аномальной зоной, в результате чего и становятся возможным различные аномальные явления в этом районе.

Озеро Светлояр и прилегающие к нему окрестности как аномальную зону характеризуют следующие факторы:

1. Нетипичность геодезических характеристик озера для данной местности (глубина, структура дна, холмистые берега, геологическая структура подложки).

2. Наличие в химическом составе воды неизвестных составляющих, придающих ей свойства консервации.

3. Особое состояние флоры и фауны (большее против обыкновения количество ягод и других  плодов, наличие огромных рыб и т.д.)

4. Необычность воздействия местности на организм человека (множество случаев исцеления людей).

5. Наличие энергетических аномалий (повышенная фоновая энергонасыщенность, неравномерность поля);

6. Экстрасенсорное воздействие на расстоянии (лоцирование по карте дает устойчивый сигнал за сотни километров).

7. Наличие социально-эмоциональной девиации в поведении людей (множество легенд, вера обыкновенных людей в исполнение желаний в этом месте).

8. Необычные сенсорные восприятия (участники событий утверждают, что слышат колокольный звон и пение, наблюдают различные видения в воде, на берегу и в воздухе близ озера).

9. Наличие особого отношения официальной церкви и верующих людей к этому месту.

10. Необычные ментальные проявления (высокий процент совпадения в медитативных обрядах разных людей).

11. Регистрация появления в районе озера НЛO.

В июле 1991 года молодежным клубом «Притяжение» пензенского фонда молодежного творчества была организована историко-культурная экспедиция в район озера Светлояр. В составе экспедиции работала и группа членов уфологического клуба. В течение недели проводились исследования по четырем направлениям:

- геодезическая съемка с целью составления подробной карты местности;

- сбор легенд, преданий и рассказов местных жителей с целью получения данных для анализа историко-культурной ситуации в районе;

- социологический опрос местных жителей с целью выявления отношения к естественному памятнику истории;

- первичное биоэнергетическое исследование местности, прилегающей к озеру Светлояр, для выявления энергетических аномалий.

В ходе работы получены следующие результаты:

1. Первичное биоэнергетическое исследование: озеро и его окрестности имеют необычную и очень сильную энергетику. Даже у неподготовленных операторов в руках работали биорамки. Порой ощущается влияние энергетики просто на организм человека.

Наиболее заметные в энергетическом отношении места совпадают с местом свершения обрядов верующими, и на них же местные жители указывают как на «особые» места на озере…

2. В рассказах местных жителей присутствует уверенность в особых свойствах озера (целительство, исполнение желаний).

3. Наличие в особых местных религиозных обрядах и обычаях взаимосвязи с известными способами самонастройки личности.

4. Полное отсутствие в местных преданиях рассказов о леших, водяных и прочей нечисти, и, наоборот, появление видений, связанных с религиозной тематикой.

5. В историко-культурном аспекте прослеживается особая роль озера в различных культовых формах (язычество, средние века, современность).

6. Наличие рассказов о происходящих и происходивших контактах 1-го рода с жителями легендарного Китежграда.

Выводы из результатов экспедиции:

1. Местность вокруг озера Светлояр может считаться аномальной зоной.

2. Необходимы дальнейшие серьезные проработки по различным направлениям и в первую очередь — биоэнергетическом, историко-культурном, социологическом (с целью получения достоверных результатов и проверки истинности собираемых фактов).

3. В районе озера Светлояр имеется значительная энергетическая аномалия, характеризуемая потоками энергетики высоких вибраций, что способствует повышенному проявлению духовных начал в человеке и связанных с этим религиозно-культовых мыслеформ, а также явлений на физическом, химическом, социальном н других планах.

4. Согласно некоторым рассказам и легендам, в районе озера происходили контакты случайных и подготовленных людей (детей и благочестивых верующих людей) с другими людьми, непонятным образом появляющимися и исчезающими на берегах озера. Эти рассказы, в том числе очевидцев и участников событий, требуют тщательной проверки и проработки и позволяют сделать далеко идущие выводы.

Рабочая гипотеза, сформировавшаяся у исследователей, на сегодняшний день выглядит следующим образом.

Район озера Светлояр — это аномальная зона с наличием в ней «высоких» энергетик и особых свойств пространства. Указанные особенности этой местности позволяют сделать предположение о наличии смычек между нашим и параллельным пространством. Именно в одно из этих пространств и был перенесен Китеж град в момент сильнейшего духовного напряжения (коллективной молитвы) всех жителей города во время сражения.

Китеж Град по-прежнему существует в другом пространстве, а наличие условий для перехода позволяет проникать в наш мир части вибраций в виде видений и звуков. Можно предположить о существовании особых мест, где возможно осуществление физического перехода в параллельный мир.

Дальнейшее исследование района озера Светлояр представляется очень перспективным как в научном, так и в историко-культурном аспектах с целью возрождения мощного источника духовности, способствующего дальнейшему развитию русской культуры.

Исследования Светлоярской зоны в энергетическом плане могут дать уникальные эмпирические данные для объяснения механизма пространственных переходов и проявлений сущностей других кланов на физическом уровне и несомненно внесут свой вклад в развитие современных пограничных наук, и в первую очередь уфологии.

А. Пальгов