Квантовая природа СознанияМатериал этой статьи относится к так называемой квантовой теории сознания, в которой специфические свойства целостности сознания объясняются целостностью макроскопических квантовых состояний вещества мозга.

Основополагающим для данной работы являются представления о наличии такого уровня свойств материи, на котором все сущее есть Единое целое, проявление которого и обуславливает специфику квантовых свойств материи. На основе синтеза современных представлений о строении материи и природе сознания выдвигается гипотеза о Едином как источнике свойства отражения, сознания, Духа как неотъемлемого сущностного свойства материи. На этой основе развиваются представления о природе законов Природы и роли сознания как фактора эволюции Вселенной. Основой гипотезы является предположение о существовании  первого уровня множественных свойств материи, «единицами» которого являются монады. По-видимому, это одна из немногих в современной литературе попытка указать на конкретный источник сознания в основах материи.

» Поистине, этот Атман есть Брахман»

(Брихадараньяка IV.4.5)

1. Квантовая природа Сознания

В последнее десятилетие наблюдается значительный интерес к гипотезе о квантовой природе сознания [1]. Это связано как с более детальным и глубоким понимание места и роли квантовых процессов во внутриклеточных структурах центральной нервной системы, так и с успехами квантового компъютинга  и квантовой теории информации. Имеются достаточно серьезные экспериментальные свидетельства того, что возможным субстратом, обеспечивающим существование в веществе мозга макроскопических квантовых состояний – основы состояний осознанности, являются так называемые микротрубочки – белковые полимеры, основа цитоскелета [2]. В настоящее время достигнуто достаточно глубокое количественное понимание микроскопических информационных свойств микротрубочек [3].

Кроме того, важную роль в механизмах образования квантовых состояний микротрубочек могут играть не только образующие их белковые молекулы тубулина, но и внутренние полости микротрубочек, заполненные структурированной водой [4].  Квантовую связь между отдельными клетками могут обеспечивать особые мембранные белки – нейрексины [5]. В рамках достаточно известной гипотезы Пенроуза – Хамероффа о, так называемой, «оркестрованной объективной редукции», состояниям сознания соответствуют квантовые вычислительные процессы в сети микротрубочек с циклическим классическим вводом-выводом информации. При этом и чувства и сознательный опыт рассматриваются с позиции философского панпротопсихизма, в котором составляющие сознательного опыта являются фундаментальными и элементарными сущностями, встроенными в фундаментальную структуру пространства-времени-материи на «планковском» уровне [6, 7].

Можно отметить, что такие взгляды очень близки к материалистической концепции отражения и сознания как его высшей формы. Хотя, очень часто, в работах по квантовому сознанию вопрос о природе сознания не рассматривается и в рамках представлений о мозге как квантовом компъютере «обычной позицией становится вычислительный функционализм, в соответствии с которым к разумному сознанию приводит просто вычислительная активность (некоторой пока не определенной природы)» [8, с.854]. Также, и в так называемом «эвереттовском» подходе, основанном на многомировой интерпретации квантовой механики, сознание сводится или даже отождествляется со своей функцией осознания выбора одной из квантовой альтернатив процесса «измерения» [9].

Использование гипотезы о макроскопических квантовых состояниях вещества мозга позволяет:

- во-первых описать переход классической (формальной и механической) целостности системы дискретных, внеположенных друг другу нейронов, в сущностную целостность коллективного квантового состояния их цитоскелета;

- во-вторых, объяснить  значительно большую, чем в чисто классическом подходе скорость обработки информации в мозге за счет квантового параллелизма вычислений;

- и в третьих, решить проблему одновременной представленности различных модальностей сознания (в том числе различных сенсорных каналов информации) в единстве сознательного опыта на основе квантового принципа суперпозиции.

Несмотря на значительное продвижение в попытках объяснить свойства сознания в таком подходе все равно остается нерешенным вопрос о сущности феномена сознания.  Каковы истоки того всеобщего свойства материи, которое называют отражением и которое лежит в основе сознания? Где и как происходит формирование субъективного образа реальности, почему, например, в качестве зрительного восприятия мы воспринимаем не какое-то состояние возбуждения, активности вещества нашего мозга, а видим целостные сцены спектакля мира, находящиеся целиком вне нашего тела?

В попытках хоть немного продвинуться в решении этих вопросов нельзя обойти стороной важные методологические моменты, учитывающие специфические свойства феномена сознания как особого явления действительности, в котором действительность является в виде субъективного образа. При этом нужно ясно понимать, что «В отличие от всех других объектов естествознания изучение мозга человека отягощено возможностью интроспекции, т.е. возможностью взгляда «изнутри». Очевидность и наглядность представлений о своем собственном внутреннем мире затрудняют постижение законов деятельности мозга в несопоставимо большей степени, чем наглядность движения Солнца вокруг Земли столетиями искажала картину Солнечной системы» [10]. Кроме того, необходимо учитывать, что эта очевидность содержаний сознания для него самого имеет основания и механизмы, далеко выходящие за пределы всякой очевидности, как это показывает тщательный философский анализ проблемы сознания [11].

В работах по квантовому сознанию обычно в качестве очевидной предпосылки предполагается, что сознание исключительно связано со своим вещественным субстратом – мозгом. Но очевидность, как мы уже упоминали, особенно в науке – довольно опасная вещь. Очевидно, что Луна светит, но в действительности – источник ее света в другом месте. Можно привести в качестве аналогии или наводящего соображения пример с телевизором. С каждым элементом изображения и звука телепередачи можно связать некоторые характерные паттерны (структуры) электрической активности в различных частях электронных цепей телевизора. Однако, не принимая во внимание электромагнитные волны, никогда не удастся локализовать внутри цепей телевизора источник этого изображения и звука.

Современной экспериментальной и теоретической физикой накоплен богатый материал о реальности и возможности невещественных форм материи, когда даже само физическое пространство – время может являться лишь следствием, вторичной структурой более глубоких уровней строения материи (ссылки см. в обзоре по квантовой гравитации [12]). Поэтому, решать вопрос о природе свойства отражения материи, по-видимому, следует в максимально широком контексте, а свойства конкретных материальных и более узко – вещественных структур привлекать для объяснения особенностей конкретных форм отражения и психических явлений в частности.

В данной работе делается попытка продемонстрировать возможность и допустимость некоторой смысловой структуры, могущей быть методологической основой  синтеза наиболее общих представлений о материи и сознании и указывающей на источник отражения как всеобщего сущностного свойства материи. Попытка такого синтеза будет проводиться на уровне наиболее общих понятий о реальности (материальной и духовной), которые вовсе не являются пустыми абстракциями, но свернуто содержат внутри своей смысловой сферы все конкретное богатство современных экспериментальных и теоретических знаний и представлений о наиболее глубинных свойствах действительности.

2. Квант и Единое.

В этой работе будет идти речь об основах Духа, поэтому вполне логично будет начать с основ Материи.

Если мы зададимся вопросом, какое из известных физических свойств материи является наиболее общим и фундаментальным, то ответ будет звучать так – квантовые свойства. Квантовые свойства материи известны уже более века, начиная с открытия фотоэффекта и формулы Планка для спектра излучения абсолютно черного тела. За это время экспериментальная и теоретическая физика совершили гигантский прорыв вглубь структуры материи, открыв множество ее новых форм – новых частиц и явлений. Но по-прежнему, с неизменным успехом квантовая теория позволяет с замечательной точностью описывать широчайший круг явлений – от движения нерелятивистской частицы до эволюции квантового пространства-времени в петлевой квантовой гравитации, теории струн и голографическом принципе [12].

Источник Духа. Постоянная Планка – квант фазового объема.

Рис.1 Постоянная Планка – квант фазового объема

Символом и количественной мерой проявления квантовых свойств физических состояний материи является постоянная Планка – h – квант действия. Одно из самых известных проявлений этой величины – соотношения неопределенностей Гейзенберга, ограничивающее минимально возможную величину произведения одновременных неопределенностей сопряженных координаты и импульса частицы — ΔХ × ΔР ≥ h именно постоянной Планка. Физический смысл этой величины состоит в том, что она является минимально возможной величиной – квантом фазового объема физической системы, приходящейся на одну степень свободы (см. Рис.1). Другими словами, постоянная Планка ограничивает возможность детализации состояния системы совокупностью сколь угодно точно одновременно заданных ее количественных характеристик, ограничивает возможность представления состояния системы как исчерпывающе множественного по своей природе состояния материи. С такой точки зрения, соотношения неопределенностей Гейзенберга есть «конкретная форма физически содержательного отказа от абсолютности понятия множества в описании природы» [13] с.35.

Другим ярким примером проявления квантовых свойств является несиловая нелокальная корреляция в состояниях квантовых систем, которую сейчас принято называть квантовой запутанностью состояний [14] и которая получила достаточно широкую известность в связи с  успехами в теории и практике квантовой информации. Суть этого явления состоит в том, что «части» системы продолжают оставаться информационно связанным, сущностно единым и неделимым целым без переноса между ними какого-либо материального агента и независимо от разделяющего их расстояния. При этом свойства запутанной системы не сводятся к свойствам независимых подсистем и взаимодействию между ними. Такая нередуцируемость, неразложимость системы на множество независимых «частей» не имеет классических аналогов и является отличительной особенностью именно квантового уровня свойств материи. Это свойство квантовых систем как единого целого называется несеперабельностью [15].

Чрезвычайно важным примером квантовых свойств материи является принцип неразличимости одинаковых частиц – основа квантовой статистики. Этот принцип утверждает абсолютную и принципиальную неразличимость одинаковых физических частиц, например электронов или фотонов. Принцип неразличимости также прямо указывает на ограниченную применимость понятия различимого элемента классического множества к реальным элементарным частицам. Более того, даже сама постановка вопроса, при которой мы рассуждаем о том, «почему все электроны (например) одинаковы», является неправомерной и основана на некорректном предположении (уходящем корнями в классическую картину мира), что электрон или другая частица является первичным фундаментальным объектом. В данном случае «фундаментальным» объектом является электронное поле, квантовым возбуждением которого является электрон. И именно это, не имеющее предметного, наглядного вида электронное поле является Единым Целым своих относительно множественных квазипредметных «частей» — электронов.

Таким образом, как следует из более тщательного их анализа, квантовые свойства материи указывают на  то, что «множественность как сторона природы является принципиально не универсальной и конечной» [16] с.275, «что природа в конечном счете неразложима и существует как нечто единое целое, нечто, что есть только одно по своим свойствам на известном уровне, а вовсе не исключительно множественное, как обычно понимается» [13] с.21. Следовательно, на некотором уровне мир есть единое и неделимое целое, Единое как противоположность всякой множественности. «Это означает, что для адекватного отражения свойств квантовой целостности и неделимости мира нужно отказаться от образов отдельного элемента и их множеств и перейти к прямо противоположному и дополнительному представлению – представлению о конечной неразложимости мира на множества каких-либо элементов вообще» [13] с.7. Из подобного понимания единства сущего, его общности и его места в структуре реальности следует, что не только физическое, но и всякое реальное проявление цельности как единства множественного имеет своим истоком это первичное Единое.

3. Единое, взаимодействие и отражение.

Значение Единства для свойства отражения материи хорошо иллюстрируется его ролью во взаимодействии элементарных частиц. Процесс квантового взаимодействия есть классически не детализируемый акт целостности взаимодействующих частиц, изменяющий их состояния. Если произошло взаимодействие двух частиц (а всякое физическое взаимодействие в своей основе является квантовым), то в результате образуется несеперабельное, запутанное состояние.

В квантовой механике свойство целостности, неразложимости системы взаимодействующих частиц выражается в невозможности представить волновую функцию системы в виде произведения волновых функций составляющих ее частиц, т.е. приписать каждой из подсистем свой вектор состояния (более строгая формулировка этого свойства требует использования понятия матрицы плотности [17]).

Из общих правил квантовой механики следует принцип несеперабельности: «Если две системы взаимодействовали в прошлом, то в общем случае невозможно приписать один вектор состояния любой из двух подсистем» [17] с.80.

Таким образом, даже если процесс взаимодействия имел место только в течение ограниченного периода времени, неразложимость образовавшегося состояния системы проявляется, в общем случае, в возникновении квантовой запутанности, информационной связанности состояний ее подсистем — отдельных частиц. А информационная связанность подсистем как раз и выражает собой тот факт, что свойства одной из них существенно отражают свойства другой. Свойство сущего как Единого целого обуславливает взаимную открытость и согласование сущностей множества взаимодействующих частиц, т.е. свойства физической формы отражения на ее глубинном уровне. Да и с общефилософской точки зрения понятно, что именно коренное Единство всех форм материи может обеспечить всеобщность взаимо — действия, а стало быть, и отражения как его результата и  как всеобщего сущностного свойства материи. Если нет общности, единства относящихся сторон в некотором их аспекте, то нет и оснований для взаимного (т.е. общего) их действия друг на друга.

Образно говоря, Единое есть незримая вершина пирамиды иерархически упорядоченных форм материи, которая «изнутри» держит собой их всеобщую сущностную (а не только формальную) цельность.

4. Взаимодействие и уровни структурности материи.

Фундаментальной особенностью физических форм материи, непосредственно вытекающей из их способности к взаимодействию, из количественной и качественной определенности форм этого взаимодействия, является их способность находиться в различных фазовых состояниях (классический пример – плазма, газ, жидкость, твердое тело)  и совершать фазовые переходы между этими состояниями. Фазовые переходы – общее свойство материи, конкретная форма перехода количества в качество, появления новых, коллективных свойств состояний материи как следствие взаимодействия ее структурных элементов.

Фазовые переходы в состояниях космической материи являются важнейшим и принципиальным элементом в образовании ее форм и структуры, как это прекрасно иллюстрирует современная теория элементарных частиц и квантовая космология. Достаточно надежно установленным на сегодняшний день сценарием возникновения Вселенной является гипотеза Большого Взрыва. Преобладающими в условиях расширения объема Вселенной и охлаждения ее содержимого были фазовые переходы квантовой и классической конденсации.

Причем, речь идет не только об образовании материального содержимого пространства-времени, но и, возможно, об образовании структуры самого пространства-времени, как это описывают современные теории квантовой гравитации. Текущее состояние и наших знаний и наших представлений о фундаментальных физических основах материи не только не дает нам никаких оснований считать, что уже исчерпаны все возможности продвижения вглубь строения материи, но, наоборот, с неизбежностью указывает, что мы находимся в преддверии качественно нового этапа в их изучении. Потому, в данной работе с полным основанием принимается предположение о существовании ряда более глубоких и первичных уровней структурности материи, чем даже только предполагаемые самыми современными теориями.

Очень условно соотношение различных уровней материи можно изобразить фигурой на рис.2, где каждый предшествующий уровень (спиральности) является порождающей основой для элементов структуры последующего уровня (спиральности). Также пока нет каких-либо оснований отказываться от  предположения, что именно цепь последовательных фазовых переходов (в общем смысле этого понятия) и порождает известные нам уровни материи из более глубинных ее уровней. При этом, естественным образом, возникает вопрос – является ли конечной или бесконечной эта последовательность фундаментальных уровней структурности материи. Если исходить из приведенных выше представлений об ограниченности чисто множественных свойств материи и специфичной для квантовых явлений дискретности и конечности (вплоть до дискретности структуры пространства — времени), то вполне допустимым может оказаться предположение о том, что число таких уровней материи конечно. Но если это и так, то, по-видимому, структура гипотетического «первого» уровня  строения материи не должна накладывать сколько – нибудь существенных конкретных ограничений на структурность материи вообще и должна исключать возможность вопроса «А из чего это сделано?» в отношении собственного строения.

Источник Духа. Условное соотношение уровней структурности космической материи.

Рис.2 Условное соотношение уровней структурности космической материи.

Необходимо отметить, что такая постановка вопроса о фундаментальных свойствах строения материи неизбежно выводит нас на уровень понятий предельной общности, таких как материя – сознание, множественное – единое, то есть на уровень философского осмысления проблемы. В этой ситуации нужно отчетливо осознавать, что мы находимся на границе выразительных возможностей языка и рассуждения вообще, так как пытаемся описывать свойства производящей основы нашего собственного бытия и сознания, то есть находимся в существенно рефлексивной ситуации.

Но именно рефлексивность или саморефферентность, будучи формально строго и последовательно проведена, приводит к известным проблемам  в основаниях математики: — в теории множеств — к противоречивости понятия «множество всех множеств» (парадоксы Кантора и Рассела) [16] с.151-162, а в математической логике – к невозможности доказать непротиворечивость арифметической системы ее же средствами — вторая теорема Геделя о неполноте [18] с.909, 910. Существенной частью доказательства первой теоремы Геделя (если система непротиворечива, то она неполна) и теоремы Тарского (о неформализуемости понятия истинности)  [19] также является аналог рефлексивного парадокса лжеца («Данное высказывание — ложь». Истинно или ложно это утверждение?).

Здесь можно высказать следующие соображения о правомерности использования, хотя бы в качестве эвристических соображений, общих результатов математики. Принципиальным свойством развитого сознания является его рефлексивность, поскольку мы не можем содержательно рассуждать о сознании вне самого сознания. Математика, коренящаяся в предметно — деятельностной природе сознательного мышления, отражает в предельно абстрактной форме наиболее общие закономерности и бытия и мышления (также являющегося частью бытия). Поэтому есть основания полагать, что проблемы рефлексивности в основаниях математики являются формальным отражением глубинных проблем рефлексивности сознательной предметной деятельности.

Таким образом, парадоксальность и даже противоречивость в попытках решения проблемы основ строения материи и природы сознания, скорее всего, абсолютно неизбежны и связаны как с семантической замкнутостью естественного языка (т.е. язык содержит выражения, относящиеся к характеристике самого языка) так и с его онтологической незамкнутостью (т.е. наличие у языка внеязыковой, но не без-языковой, предметно — деятельностной производящей основы). Другими словами, невозможно в рамках некоторой содержательной системы полно и непротиворечиво воспроизвести (описать) свойства ее производящей основы, т.к. в свойствах элементов такой системы уже содержатся, имплицированы свойства этой основы и попытка получить их «еще раз» приводит к логическому кругу – формальному источнику противоречий.

5. Единое, монада, Дух.

Здесь мы делаем радикальное и центральное для всей развиваемой далее системы взглядов предположение о существовании онтологически (бытийно) первого уровня множественных свойств материи. Элементарную единицу этого уровня будем называть монадой. Очень условно, по аналогии с физикой, можно сказать, что монада является своеобразным квантом «первого поля». Но, чтобы говорить о существовании, различимости чего-либо, например монады, необходима выделенность монады на каком-то фоне, отличие, отделенность монад этим фоном. Другими словами, необходимо наличие «своего иного» как «фона» для монад, а первичное Единое вследствие своей беспредметности не может быть таким «фоном».

В предельно условном смысле, первичное Единство можно рассматривать как некоторое первичное взаимодействие, связывающее монады воедино. Здесь предполагается, что в результате такого «взаимодействия» как — бы происходит первый фазовый переход типа квантовой конденсации в состоянии «чистых» монад. Этот «конденсат» монад и является «фоном» или «своим иным» для монад, оставшихся в «надконденсатном» состоянии. Здесь можно привести аналогию с нормальной и сверхтекучей компонентами Не4 или с электронами на фоне «моря Дирака». Именно это состояние монад на фоне своего конденсата и можно назвать первым уровнем материи или монадической материей. Допустимость такого рода представлений мы обсудим немного ниже.

Источник Духа. Условное соотношение уровней материи и оболочек монады

Рис.3 Условное соотношение уровней материи и оболочек монады

Все остальные формы материи мыслятся как результат цепи последовательных фазовых переходов в состоянии монадической материи. И чем длиннее цепь таких переходов, необходимая для возникновения данного уровня, тем большую роль в его свойствах играет накопленная множественная структурность предшествующих уровней и тем слабее проявление на этом уровне первичного Единства. Взаимодействуя с возникшими таким образом уровнями материи, «надконденсатная» монада может в процессе эволюции приобрести систему последовательных «оболочек» разного уровня или «тело» (предельно условно это изображено на рис.3). Последней в этой цепи может быть оболочка из известных нам физических форм материи, в том числе вещества.

Различные оболочки связаны между собой взаимодействием и образуют некоторую целостность, систему, структура и функции которой связаны с генезисом этой системы. Такова картина проявления свойства единства при взгляде «сверху вниз». При взгляде «снизу вверх» может оказаться, что некоторые из предметов физического уровня (например, человеческое тело)  в силу своего генезиса могут оказаться структурно и функционально связаны с более высокими уровнями материи вплоть, возможно, до монадического уровня. При этом, согласно развиваемым здесь взглядам, чем выше уровень оболочки тела, тем полнее в ее свойствах будет проявляться целостность как форма первичного Единства. В свою очередь влияние оболочек более высокого уровня на поведение их физического «аватара», будет выглядеть как появление у него качественно новых свойств, не сводимых только лишь к законам данного физического уровня материи – например, к возникновению сознания и мышления.

Поскольку монады, согласно предположенному, являются первой формой множественности, то они абсолютно безструктурны и тождественны друг другу. Их множественность есть их единственное и, если можно так выразиться, «поверхностное» свойство. Поэтому, при взаимодействии на первом уровне материи, монады с абсолютной полнотой содержательно даны друг другу через их единство и в силу отсутствия у них какого – либо содержания. Таким образом, это первичное взаимодействие монад дает первую форму отражения материи.

Таким образом, именно первичное Единство ограниченно множественных форм материи является источником Духа, сознания, отражения как всеобщего сущностного свойства материи.

Первая форма отражения, содержа в своей сущности «чистую» форму инаковости (данности иного), является пустой формой всякого конкретного содержательного сознания, его основой и потенциальностью, ведь всякое конкретное сознание и есть содержательная данность иного себе как себя самого. 

Заметим, что в силу специфической безатрибутивности монад (отсутствию у них существенных признаков), их способность к отражению совпадает с их способностью к взаимодействию.

В рамках такого подхода не дается никакого определения сознания («Как мы можем показать его, если он в самом показывающем пальце?» [20] с.47), но сознание соотносится с конкретными формами содержательной целостности различных оболочек тела и полностью определяется ими. Таким образом, в предлагаемой модели, всякое сознание есть свойство определенного материального тела. Нет никакого сознания без какого – либо «тела», так как в предельно условном смысле монада тоже есть тело, т.е. материя.

Качественно различным оболочкам тела и их состояниям будут отвечать и качественно различные модальности (и внутримодальные качества) сознания (например – ощущения, эмоции, мышление, чувствознание, духоразумение). При этом, согласно общим положениям такой системы взглядов, чем полнее проявлено в свойствах данной оболочки первичное единство, тем больше максимально достижимая мера «интенсивности» осознания, мера непосредственности и полноты явленности сущности специфического предмета данной модальности сознания, тем меньше различие между формой существования и содержанием предмета модальности сознания, которые асимптотически сближаются в недостижимом пределе «чистой» монады.

В качестве примера можно привести ощущения, которые являются своего рода знаками воздействия внешнего мира на наше тело. Но эти знаки даются как таковые, почти без понимания их конкретной определенности. Мы не сознаем почему, скажем, сахар обязан вызывать именно вот такое вкусовое ощущение. Гораздо более открыта сознанию сфера мысли. Сущность содержания мысли явлена сознанию почти «без лишних слов», особенно если учитывать невербальные основания мышления [21] с.356, 357. Можно сказать, что различие между формой и содержанием мысли меньше, чем для ощущения.

При всей радикальности идеи о монадах как первой форме множественных форм материи, она не является онтологическим (т.е. конкретно — бытийным) определением материи вообще, что было бы недопустимо в отношении понятия материи как предельно общей философской категории, определяемой только через противоположение идеальному – «своему иному». Вследствие своих свойств первичная множественность монад некоторым самосогласованным образом является принципиально ненаблюдаемой, т.е. не столько онтологической (бытийной), а, скорее, логической первичностью. Но здесь нужен аккуратный анализ понятий наблюдаемости и реальности с учетом того, что мы сами и наши мысли и теории есть органический элемент и реальности и  той самой картины мира, которую мы сейчас рисуем.

Кратко говоря, в силу принципа наблюдаемости, в естествознании реально осмыслены только те высказывания, которым (хотя бы потенциально)  соответствуют возможности наблюдательной проверки. Теория относительности и квантовая теория предметно иллюстрируют справедливость этого тезиса. В силу этого принципа, беспочвенными являются всякие конкретные вопросы о природе монад.

Действительно, так мыслимая монадическая материя сама по себе не имеет какого – либо достаточно богатого спектра состояний, в котором могли бы отображаться результаты взаимодействия с некоторой единичной монадой (т.е. «измерение» ее характеристик, «наблюдение» монады). Поэтому, какие-либо конкретные содержательно богатые фиксируемые смыслы – например результаты измерения, наблюдения (и их осознание) — отвечают формам материи генетически вторичным, производным, иерархически более низким, чем монадическая материя. Вследствие этого, они, уже самим фактом своего существования, в своей собственной сфере принципиально не могут дать возможности наблюдения монадической материи в ее «исходном», «чистом» состоянии. Другими словами, вопрос о природе монад не имеет смысла — монада первична по отношению к смыслу.

В предлагаемой картине монадическая материя является почти лишенной всяких множественных атрибутов и какой-либо конкретной определенности «сама по себе». Именно поэтому она может являться основой свободного становления различных конкретных своих форм. Она есть неявленная и невыразимая основа  выразительности сущего и сама она получает определенность по отношению к своим конкретно ставшим формам.

Но, что — же такое все-таки сознание, какова его сущность, что могут предлагаемые здесь соображения дать для его понимания? Развитое сознание (насколько мы можем о нем судить) имеет индивидуальную форму, но системно по своей природе и по своему содержанию, т.е. является продуктом и «органом» системы обмена деятельностью, опосредуемой предметами – системы воспроизводства совокупной жизни общества. В данной работе, анализ сознания ограничен рамками «квазифизического» подхода, основанного на анализе наиболее общих свойств материи. Вследствие этого, все, на что мы можем рассчитывать в рамках такого подхода – это указать на наиболее общие предпосылки возникновения сознания как свойства сложноорганизованных материальных тел и по-новому увидеть место сознания в структуре мироздания.

Кроме того, есть и внутренние по отношению к данной системе взглядов, причины неопределимости сознания. Как показано в работах М.К. Мамардашвили, выдающегося специалиста по философии сознания, возникновение и сущность сознания не могут быть описаны в рамках классической причинности. Дело в том, что классические представления о причинности содержат вполне определенные предположения о свойствах сознания в его отношении к действительности и, более того, для самой формулировки этих представлений сознание должно быть предположено. Но, так как «сама формулировка любой конкретной причинной связи во внешнем нам мире зависит от того, как увязан опыт универсального и однородного наблюдения ее проявлений по множеству точек пространства и времени, то этим — же аппаратом причинности мы не можем объяснить (в качестве причинно вызываемых миром – в том числе и нашим  телом, которое в этой структуре есть часть внешней действительности) процессы в нашем сознании, потому что сознание уже допущено – и допущено акаузально -   в самой формулировке причинной связи» [22]. Т.е. исходно предположив сознание, мы не можем на законных основаниях получить его «еще раз» и как бы впервые. Здесь логический круг, обусловленный самой природой сознания. Наша мысль о природе сознания, уже по самой своей природе находится в сфере сознания. Это не может не иметь формальных и содержательных последствий для самосогласованного содержания такой мысли. Точно так же, сейчас уже находясь «в языке» (и, по существу дела, сами являясь этим языком как «местом», топосом описания мысли и сознания) мы не можем в этом же языке описать, не впадая в противоречие, картину его возникновения из некоторого «неязыкового» состояния.

В предлагаемой здесь объективизированной квазифизической модели, основой всех сознательных явлений полагается свойство Единства сущего. Причем, по самой своей природе, это Единство отрицает самое множественность, описуемость, не имеет никакого механизма и не может быть как – либо смоделировано. Следовательно, также неописуемы и основы природы сознания. Это находится в полном соответствии или, как выразились бы математики – изоморфизме, со свойством неопределимости сознания, полученном при его философском анализе. Как мне представляется, такой изоморфизм между физической и философской неопределимостью сознания может быть указанием на самосогласованность выдвигаемых здесь представлений.

Таким образом, сознание не может быть предметным элементом картины мира, не может быть пространственно локализовано, прослежено по механизмам порождения от своего истока. Но так как свойство Единства присуще всем формам материи, то процессы во всех оболочках достаточно сложно организованного тела могут быть причастны сознанию, хотя и в разной форме и мере. Можно даже предположить, что отдельные оболочки тела могут быть, так сказать, автономно сознательны, если при достаточной структурно-функциональной развитости, свойство Единства будет существенно для деятельности оболочки как целого. Монада здесь вовсе не является сама по себе каким-то центром сознания, но ее взаимодействие с высшими оболочками тела придает всей системе оболочек потенциал максимально возможной меры Единства, т.е. потенциал развития наивысших форм Духа, в том числе и сознания.

Можно попытаться немного конкретизировать некоторые представления о механизмах различных уровней сознания в рамках предлагаемой здесь его картины. Так как на высших уровнях материи проявление первичного единства является более непосредственным, то для свойств состояний материи этих уровней будут более существенны (т.е., образно говоря, будут иметь более «макроскопический» характер и высокую интенсивность) эффекты целостности, физическим образом которых являются квантовые свойства. Тогда, свойства целостности, несеперабельности, запутанности, проявляющиеся на физическом уровне в виде импликативно – логической природы квантовых корреляций [23] могут стать основой для особых форм согласованности (своего рода «логичности») динамики тех форм материи, которые отвечают смыслам, связанным с мышлением.

Некоторые структуры мозга (а, может, и не только мозга) могут являться  своеобразными антеннами, улавливающими сверхслабое воздействие состояния тонкоматериальных оболочек и передающих его влияние на квантовую подсистему мозга. Такая возможность достаточно реальна в свете последних работ, обосновывающих механизмы передачи (квантовой телепортации) в зрительную кору мозга квантовых состояний даже единичных фотонов, попадающих на сетчатку глаза [24]. Может быть, такой антенной является эпифиз – «третий глаз», который Декарт считал «седалищем Духа». Важно отметить, что эпифиз как орган очень близок к глазу, а у новозеландских ящериц – гаттерий он образует теменной глаз, настоящий третий глаз, хотя и не очень развитый. Поэтому, вполне правдоподобным является предположение о сверхвысокой чувствительности эпифиза к воздействиям на квантовом уровне со стороны более  «тонких» уровней материи.

Определение конкретных материальных переносчиков такого взаимодействия – дело будущих исследований, но,  наверное, нельзя исключить возможность того, что ближайшая к физическому телу «тонкая» оболочка может состоять из темной материи (подробнее о «темном секторе» Вселенной см. Зубко А.В. Незримая ткань Вселенной.  «Дельфис» № 1(57), 2009, с.47-52). В качестве возможного физического механизма работы квантовой антенны эпифиза я хочу предложить гипотезу о возможной роли  так называемого, «мозгового песка», содержащегося в эпифизе. Кристаллы гидроксиапатита, входящие в состав «мозгового песка» [26], обладают специфической кристаллической структурой, которая делает гидроксиапатит одним из перспективных материалов для создания квантовых компьютеров [27].

Может быть, благодаря своим физическим свойствам, функция этих кристаллов в эпифизе чем-то аналогична роли ферромагнитного сердечника (вещества с очень высокой магнитной проницаемостью) в магнитных антеннах радиоприемных устройств или роли кристаллов германия и кремния в полупроводниковых детекторах элементарных частиц. То есть, кристаллы гидроксиапатита, благодаря своим свойствам могут являться рабочим телом квантовой антенны, увеличивающим вероятность взаимодействия частиц тонких уровней материи с веществом мозга, а окружающие их ткани эпифиза могут являться своего рода контактными проводниками, снимающими сигнал с этих кристаллов. Кроме того, мозговой песок эпифиза может быть очень важной составной  частью «квантового компьютера мозга» [25] с.251-272.

В дальнейшем, это сверхслабое воздействие высших оболочек тела на вещество мозга может быть значительно усилено, в том числе и за счет нелинейной динамики нейронных сетей мозга [28, 29], «динамического хаоса», отличающегося чрезвычайно высокой чувствительностью к изменению начального состояния системы.  Кроме того, так как каждая приемная антенна, в силу принципа обратимости, может являться с той же эффективностью и излучающей антенной, то те же самые структуры мозга могут обеспечить воздействие более плотной физической оболочки тела на более тонкие, предположительно являющиеся основой высших модальностей сознания.

6. Космическое сознание и законы природы.

Здесь мы принимаем гипотезу, что человеческое тело в полноте своего материального строения состоит из ряда оболочек разных уровней материи, вплоть до единичной монады, являющейся ядром всей такой структуры. Монады, будучи иерархически  наивысшей формой материи, в силу этого становятся организующими центрами становления, развертывания ее форм. Подобно тому, как свойство Единства «изнутри держит собой» макрокосмическое тело Вселенной, так и монада, обладая потенциальностью всех форм материи, имеет свое микрокосмическое тело, образованное формами материи различных уровней.

Взаимодействие некоторой монады  с существующими формами материи приводит не только к образованию сложного тела монады и накоплению в нем существующих форм материи, но и к возможности синтеза новых ее форм, вследствие их взаимодействия в целостном теле. Хорошим примером здесь может быть планета Земля с ее литосферой, гидросферой, атмосферой, биосферой и ноосферой. Можно сказать, что монада является не только первичным квантом материи, но также и квантом процесса ее развития.

Внутренний аспект Единства во взаимодействии монады со своим телом, в его высших и развитых формах, приобретает вид индивидуального сознания. Имея своим источником недетализируемое и необусловленное Единство, сознание, а точнее Дух, обладает потенциалом свободного становления. В низших формах материи эта свобода проявляется как неустранимая и несводимая к какому-либо механизму (или, так называемым, «скрытым параметрам») квантовая вероятность. В высших формах Духа эта свобода проявляется как конкретно определенная свобода  индивидуального сознания. В такой картине бытия, чем выше уровень материи, тем полнее и непосредственнее в нем проявлено первичное Единство. Поэтому, чем более развиты высшие оболочки тела  монады, тем полнее будет явлено их Единство.

Чем более высоким оболочкам тела отвечают формы индивидуального сознания, тем меньше оснований говорить о таком сознании,   как чисто индивидуальном, тем больше оно будет проявляться как некоторое совокупное, целостное, можно сказать Космическое сознание. Но, так как сознание исходно имеет деятельностную природу, то будет возрастать и мера воздействия этого объединенного Космического сознания на соответствующие формы материи. В таком случае, по нисходящей цепи причинности все более конденсированных форм материи, деятельность этого Космического сознания могла бы проявляться на всех уровнях строения Вселенной как координирующая сила в процессе воспроизводства Вселенной как целого, т.е. как законы природы.

Такой коллектив Монад, обладающий эволюционно наивысшей формой Духа – Космическим сознанием, будет наивысшей активной движущей и направляющей силой становления мироздания в целом. Используя термин Агни-Йоги, его можно назвать Космическим Магнитом, сущностная энергия которого определяет структуру и закон движения Космоса, подобно тому, как сущностная энергия обыкновенного магнита действует на структуру расположения железных опилок и движение заряженных частиц.

Действительно, в рассматриваемой здесь картине мироздания, развертывание его структуры происходит «сверху вниз» путем последовательных фазовых переходов в состоянии космической материи, с образованием иерархии различных ее уровней. Вследствие такой связи между различными уровнями материи, строение более высоких ее уровней будет иметь определяющее значение для наиболее общих свойств иерархически более низких и вторичных. Чем выше уровень какого-либо элемента структуры материи, тем шире сфера свойств различных иерархически подчиненных форм материи, в отношении которых этот первый, будет играть определяющую роль.

Исходя из этого, иерархически наивысшие формы материи можно назвать космическими смыслами, в соответствии с той ролью, которую они играют в формировании наиболее общих сторон содержательности бытия – его законов, законов природы.  А так как сферой деятельности Космического сознания будут являться как раз эти высшие уровни структурности материи, то отсюда и следует его роль в воспроизводстве законов Космоса. Может быть, именно здесь находится разгадка некоторых сторон чрезвычайно точного и маловероятного «подбора» значений фундаментальных физических величин, обуславливающего возможность устойчивого существования достаточно сложных структур во Вселенной (это, так называемый, антропный принцип [30, 31]).

7. Эволюция Вселенной как целого.

В последнее время, в теориях квантовой гравитации получены результаты, которые делают достаточно правдоподобной гипотезу циклической Вселенной [32, 33].  Появились также экспериментальные данные по структуре реликтового микроволнового излучения, которые, возможно, свидетельствуют о существовании вселенной, предшествовавшей нашей [34, 35]. Таким образом, у нас есть некоторые основания рассматривать возможные механизмы преемственности в воспроизводстве Вселенной как целого и эволюции монад как своеобразного «кванта» потока этой космической жизни. Другими словами, мы здесь принимаем гипотезу об эволюции Вселенной как целого, находящуюся в русле новой становящейся научной парадигмы глобального эволюционизма или метаэволюции [36,37].

Если сделать следующий шаг на этом пути, то в такой картине мира источником его законов будет процесс его собственного развития, процесс воспроизводства бытия Вселенной как целого. Так, исходно «голые» монады проходят немыслимо длительный путь эволюции в условиях, созданных деятельностью своих предшественников как в форме предметных результатов этой деятельности на разных уровнях материи, так и в форме законов природы. В результате этого процесса происходит образование высокоорганизованных и структурированных высших оболочек монад, в которых не только воспроизводятся уже наличные высшие формы материи – космические смыслы и энергии, но и нарабатываются качественно новые. «Внутренней» стороной этого процесса будет развитие высших форм Духа и сознания из первичных форм отражения материи. Можно сказать, что в результате такого вселенского цикла происходит воспроизводство и обновление сущности Вселенной.

Эволюционный путь таких монад самосогласованным образом одновременно будет являться как воспроизводством их собственного телесного бытия, так и элементом воспроизводства бытия Вселенной. Вершиной эволюционного пути монады будет ее вхождение в состав коллективного Космического Разума, являющегося высшим органом воспроизводства космической жизни.

В период максимального сжатия предшествующей вселенной, перед новым циклом расширения, наиболее общие результаты предшествующего цикла – космические смыслы, отвечающие первичным, наивысшим и поэтому наиболее устойчивым уровням материи, образуют своеобразное ядро или «зерно», содержащее «генотип» грядущей вселенной. Именно структура этого космического «зерна» определяет наиболее общие элементы содержания новой вселенной, упорядочивая и структурируя стихийный процесс нового космологического расширения, «выдоха Брамы».

В такой развивающейся Вселенной, истина будет динамическим понятием, она будет означать не соответствие некоторым преданным нормам и образцам, а способность явления воспроизводить собственные основания, свое существование. В этом случае мерой истинности какой-либо деятельности будет мера ее адекватности в воспроизводстве производящей основы самой этой деятельности и, в конечном итоге, в воспроизводстве Вселенского Целого. То есть мера истинности явления (например, нашей человеческой жизни) есть мера его вклада в воссоздание целостной космической жизни. Отсюда следует, что именно причастность эволюционирующего тела монады через свои высшие оболочки к восприятию направляющего действия Космического Магнита, будет определять адекватность жизни индивида (и общества) процессу Космической Жизни. Только через духовное единение с Космическим Магнитом индивидуальная жизнь может обрести свой истинный смысл, в максимальной мере реализовать потенциал своего развития, свое единство с космическим целым.

Автор А.В.Зубко

Интересные книги по теме Показать</>

Интересное видео по теме Показать</>

Интересное аудио по теме Показать</>