Назначение психологического теста

МПА — Методика определения мотивации потребления алкоголя позволяет не только определить уровень выраженности склонности к потреблению спиртного, но и определить структуру мотивации потребления. Методика рекомендуется в первую очередь для консультационной работы ввиду отсутствия шкалы лжи.

Описание психологического теста

Опросник по выявлению особенностей мотивации потребления алкоголя предложен В.Ю.Завьяловым (Завьялов В.Ю. Мотивация потребления алкоголя у больных алкоголизмом и у здоровых // Психологический журнал. — 1986. — № 5.- C.102-111.) для мужчин. Определенным преимуществом методики является направленность на мотивацию потребления — менее скрываемый фактор, чем количество и частота приема спиртных напитков. Опросник включает 9 шкал по 5 утверждений в каждой; ответ «а» дает 3 балла, «б» — 2 балла, «в» — 1, «г» — 0 баллов. Максимально возможное количество баллов по каждой из шкал — 15, минимальное — 0; чем больше баллов набрано по какой-либо шкале, чем более значимы для обследуемого данные мотивы.

Применяемые шкалы:
Первая триада шкал образует группу «социально-психологических» мотивов приема алкоголя:

♦ Традиционные, социально-обусловленные, культурально — распространенные мотивы.

♦ Субмиссивные мотивы, отражающие подчинение давлению других людей или референтной группы в плане приема алкоголя.

♦ Псевдокультурный тип мотивов, свидетельствующий о стремлении человека приспособить свой личный опыт к «алкогольным ценностям» социальной микросреды, в которой он функционирует.

Вторая триада образует группу личностных, персональных мотивов потребления алкоголя:

♦ Гедонистические мотивы, отражающие стремление получить физическое и психологическое удовлетворение от действия алкоголя, а также опыт переживания алкогольной эйфории.

♦ Атарактические мотивы, связанные с желанием нейтрализовать негативные эмоциональные переживания — напряжение, тревогу, страх с помощью алкоголя.

♦ Мотивы гиперактивации поведения (стимулирующий, растормаживающий эффект) и насыщения сенсориума с помощью выпивки, отражающие стремление выйти из состояния скуки, психологической «пустоты», душевного бездействия, либо желание усилить эффективность своего поведения.

Третья триада образует собственно патологическую мотивацию потребления алкоголя, фактор болезненного влечения:

♦ «Похмельная» мотивация — стремление с помощью алкоголя снять абстинентные явления, дискомфорт, связанный с отсутствием алкоголя, улучшить самочувствие.

♦ Аддитивные мотивы, отражающие фиксацию в сознании истинного влечения к алкоголю, «жажду» алкоголя.

♦ Мотивы самоповреждений — стремление пить назло себе и другим в качестве протеста, из-за потери, якобы, перспективы в будущем для себя, утраты смысла жизни.

До 35 баллов — злоупотребления алкоголем нет, 35-50 баллов — проявления злоупотребления алкоголем, свыше 50 баллов — болезненное пристрастие, злоупотребление (В.Ю.Завьялов, 1986).

Анализ результатов производится на основе содержания шкал опросника, ориентируясь при этом на характер преобладающего мотива.
На ранних этапах злоупотребления алкоголем главную роль играют «социальные мотивы». В дальнейшем на первое место выходят личностные мотивы с преобладанием стремления к эйфории. На I и II стадии алкоголизма — аддиктивные и «похмельные», а среди личностных выделяются атарактические.
Следует отметить, что при наличии болезненной зависимости от алкоголя высокие показатели по I и II триаде мотивов служат лишь «прикрытием» (т.н. «алкогольное алиби») патологического влечения к алкоголю. Следует учитывать, что данная методика выявляет лишь те мотивы, которые представлены в сознании личности, а влечение к алкоголю в значительной мере имеет неосознаваемый характер и его осознание искажается различными защитными механизмами.

Технические параметры

Для работы теста необходимо наличие библиотек QT4. Библиотеки входят в архив скачиваемого файла и должны там находиться постоянно. Размер — 4.34 Мб.

Введите Ваш код VIP-доступа: 
Стоимость кода VIP-доступа - 9.97 у.е., количество скачиваний - 5.
Для скачивания 1 файла предоставляется 3 попытки.
Оплата производится через систему OnPay.ru более чем 20-ю способами.
При оплате Вы подписываетесь на еженедельную рассылку "Дайджест портала Духовный синтез"
Перед оплатой, необходимо пройти проверку корректности Вашего E-mail-адреса, так как код доступа после оплаты Вы получите на Ваш E-mail.
Проверить E-mail-адрес:        

Вернуться в каталог программ для саморазвития